Propulsion System for Manned Lunar Vehicle

Propulsion engineers of Yuzhnoye design office carried out an important and complex task: they developed an 11D40 propulsion system for the lunar landing vehicle.

The 11D410 propulsion system consisted of an RD-858 main engine and an RD-859 backup engine. The propulsion system would provide a soft landing on the surface of the Moon, liftoff from the Moon, and injection of the lunar vehicle into an elliptical orbit of the Moon’s artificial satellite.

The lunar vehicle would fly with a crew onboard; therefore, the most stringent requirements were placed upon the engine reliability. The reliability had to be proven by a great number of tests that simulated full-scale conditions. To provide a soft landing on the Moon and liftoff, the RD-858 engine features a dual-burn capability and two thrust levels: a main mode and a deep-throttling mode. A throttling range is ±9.8% in the main mode and ±35% in the deep-throttling mode. Such deep throttling required specific structural modifications to provide the engine chamber stability with reliable cooling.

The two-chamber RD-859 backup engine features one thrust level with the throttling range of ±9.8%.

The most stringent requirements were applied to the engine turbopump assemblies, and specifically to the face seals separating the oxidizer pump from the turbine. A significant number of tests were required to select the most reliable and efficient friction pair. The structure proved to be robust: the turbopump assemblies had a life estimated at thousands of seconds.

To provide reliable cooling, the chamber’s high-temperature flux area features machined helical flutes with optimal variable cross-section on complex-geometry parts.

The number of ignitions per engine reached twelve instead of two required in flight. The backup engine features a unique capability of ignition after a three-second period between cutoff and reignition. Processes of the engine cutoff, chamber pipeline emptying, and reignition after the three-second pause were thoroughly studied to prove the behavior convergence. The reignition parameters during tests were the same as those of the first ignition. None of the existing engines with a turbopump feed system was able to provide such performance. For liquid-propellant engines with turbopump feed systems providing a wide range of throttling, these engines featured quite a high specific impulse for such thrust level. The propulsion system mass and dimensions go to prove high design efficiency, even taking into account the integrated engine performance control and throttling systems. A total mass of the engines is 110 kg for a total thrust of 4100 kgf. For comparison, the mass of the Ariane-5 upper-stage engine exceeds 100 kg at 2700 kgf.

The test campaign was extensive: 181 RD-858 engines with a total running time of 253281 seconds and 181 RD-859 engines with a total running time of 209463 seconds. Eleven 11D410 propulsion systems were tested, with emergency simulated.

On the whole, the liquid-propellant propulsion system of the lunar landing vehicle is among the most reliable in its class. Three propulsion systems were successfully tested in Earth orbit onboard the T-2K spacecraft launched by the R-7 launch vehicle. 

Main engines

Name

Vacuum thrust, kgf

Propellants

Vacuum specific impulse, kgf?s/kg

Mass, kg

Missile/Launch Vehicle

RD853

47680

Oxidizer: nitric acid + 27% N2O4

Fuel: UDMH

300,7

485

8K66 (SS-7) missile second stage

RD854

7700

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

312,2

100

8K69 (SS-9-2) boost stage: deceleration and control of the orbital spacecraft in all stabilization axes

RD857

14000

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

329,5

190

8K99 (SS-15) missile second stage

RD861

8026

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

317

123

11K68 (Cyclone-3) launch vehicle third stage: thrusting and control in powered flight in all stabilization axes

RD862

14544

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

331

192

15А15 and 15А16 (SS-17-1 and SS-17-2) missile second stages

RD864

2060

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

309

199

15А18 (SS-18-2) missile: two thrust modes and control in all stabilization axes during the post-boost vehicle flight

RD866

513,5

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

323,1

125,4

Space tug engine; installed in 15Zh44, 15Zh52, 15Zh61, 15Zh60  missile nose cones

RD868

2371

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

325

125

Zenit and Cyclone-4 apogee stages

RD869

2087

Oxidizer: nitric acid +

Fuel: UDMH

313

196

Space tug engine; 15А18М (SS-18-3) missile third stage flight control in all stabilization axes

 

History of Liquid-Propellant Rocket Engines

In 1958, development of steering engines for the first and second stages of the 8K64 ICBM became Yuzhnoye’s first experience of independent development of liquid-propellant rocket engines (LPRE). The main feature of this missile was a new fuel, unsymmetrical dimethylhydrazine (UDMH), used for the first time in combination with the AK-27 oxidizer. UDMH became the main fuel for several LPRE generations.

In 1960, successful development of the first steering LPRE allowed starting the development of a new, more complex and multifunctional RD-853 engine for the 8K66 missile second stage.

In 1961, Yuzhnoye started the development of steering engines for the 8K67 missile first and second stages. The engines used a new propellant combination: nitrogen tetroxide (NTO) and UDMH.

In 1962, design and tests started on an open-cycle RD-854 engine burning NTO and UDMH for the 8K69 ICBM orbital weapon unit deorbit propulsion system. For the first time in Soviet propulsion engineering, a pipe nozzle for the engine chamber was developed and introduced into production.

In 1964, Yuzhnoye started developing an RD-857 main engine for the 8K99 missile second stage: for the first time ever, the engine featured afterburning of a fuel-rich generator gas in the combustion chamber. The RD-857 was also the first engine with thrust vector control by generator-gas injection into the supersonic section of the nozzle.

Yuzhnoye also took part in the Soviet lunar program. In 1965, they started developing a propulsion system (Block E) for the lunar landing vehicle of the 11А52 lunar booster. Developed in Yuzhnoye, the lunar vehicle propulsion system consisted of an RD-858 main engine and an RD-859 backup engine. The propulsion system would provide a soft landing on the surface of the Moon, liftoff from the Moon, and injection of the lunar vehicle into the elliptical orbit of the Moon’s artificial satellite. On the whole, the lunar landing vehicle LPRE was one of the most reliable in its class. Three propulsion systems were successfully tested in Earth orbit onboard a special-purpose T-2K spacecraft launched by the Soyuz launch vehicle.

Development of the RD-861 engine for the Cyclone-3 launch vehicle third stage started in 1966. This engine features quite high mass and energy characteristics.

In 1976, during development of the 15А18 ICBM, Yuzhnoye started developing the RD-864, four-chamber open-cycle engine burning NTO and UDMH. The engine featured two thrust modes, main and throttling, with a multiple mode selection capability (up to 25 times). This engine was the first to use high-precise and high-speed regulator assemblies using high-pressure counter-jets.

The RD-869 engine of the 15А18М ICBM was derived from the RD-864 engine. The RD-869 had even better performance characteristics.

Development of the Zenit-2 launch vehicle in 1977 was the new milestone for Yuzhnoye. This launch vehicle burns cryogenic propellants: kerosene and liquid oxygen. For the first time in propulsion engineering, a steering engine using these propellants was designed as a staged combustion engine. The experience gained in the LPRE design and the introduction of advanced engineering solutions helped designing the RD-8 steering engine with good mass and energy characteristics, high reliability, and a long service life.

Steering engines

Name

Thrust, kgf

Propellants

Vacuum specific impulse, kgf?s/kg

Mass, kg

Missile/Launch Vehicle

RD851

28 850 (sea-level)

Oxidizer: Nitric acid + 27% N2O4

Fuel: UDMH

279

403

8K64 (SS-7) missile first stage control in all stabilization axes 

RD852

4 920 (vacuum)

Oxidizer: nitric acid + 27% N2O4

Fuel: UDMH

255

133

8K64 (SS-7) missile second stage control in all stabilization axes

RD855

29 100 (sea-level)

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

292

320

8K67 (SS-9-1; SS-9-2) missile and Cyclone launch vehicle first stage control in all stabilization axes

RD856

5 530 (vacuum)

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

280,5

112,5

8K67 (SS-9-1; SS-9-2) missile and Cyclone launch vehicle second stage control in all stabilization axes

RD863

28 230 (sea-level)

Oxidizer: NTO

Fuel: UDMH

301

310

15А15 and 15А16 (SS-17-1 and SS-17-2) missile first stage flight control

RD8

8 000 (vacuum)

Oxidizer: Liquid oxygen

Fuel: Kerosene

342

380

Zenit launch vehicle second stage flight control in all stabilization axes

 
UP

Двигательный блок для пилотируемого лунного модуля

Двигателистами КБ «Южное» была выполнена ответственная и сложная задача – разработка двигательного блока 11Д410 для лунного корабля.

Блок двигателей 11Д410 состоял из основного двигателя РД858 и резервного РД859 и решал следующие задачи: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны, взлет с поверхности Луны и выведение лунного корабля на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны.

Так как предусматривался полет лунного корабля с экипажем на борту, то к надежности двигателей предъявлялись самые высокие требования. Надежность необходимо было подтвердить большим числом испытаний с имитацией натурных условий работы. Для обеспечения мягкой посадки на Луну и взлета с ее поверхности двигатель РД858 имеет два режима тяги: основной и режим глубокого дросселирования (РГД) и обеспечивает два включения. На основном режиме диапазон регулирования тяги составляет ±9,8%, на РГД – ±35%. Такое глубокое дросселирование требовало применения особых конструктивных мер для обеспечения устойчивости работы камеры двигателя при надежном охлаждении.

Резервный двигатель РД859 – однорежимный с регулированием тяги в диапазоне ±9,8%.

Высочайшие требования предъявлялись к надежности турбонасосных агрегатов двигателей: в частности к торцовым уплотнениям, разделяющим полости насоса окислителя и турбины. Потребовался значительный объем экспериментальных работ, в результате которых была подобрана наиболее надежная и работоспособная пара трения. Конструкция оказалась удачной – ТНА имели ресурс, оценивающийся тысячами секунд.

Для обеспечения надежного охлаждения корпус камеры в зоне высоких тепловых потоков имеет спиральные фрезерованные канавки переменного оптимального сечения на сложнопрофильных деталях.

Количество включений на одном двигателе достигало двенадцати вместо двух в полете. Резервный двигатель является уникальным по возможности запуска после трехсекундного перерыва между выключением и повторным запуском. Процессы выключения двигателя, опорожнения трактов камеры и повторного запуска после трехсекундной паузы тщательно исследовались для подтверждения сходимости характеристик. Параметры повторного запуска при испытаниях были идентичны первому. Ни один из существующих двигателей с турбонасосной системой подачи не обеспечивал такую возможность. Для двигателей с турбонасосной системой подачи, обеспечивающих широкий диапазон регулирования тяги, эти ЖРД имеют весьма высокие величины удельного импульса . Масса и габариты блока двигателей свидетельствуют о высокой степени совершенства конструкции, даже с учетом того, что в ее состав входили системы контроля работы двигателей и регулирования тяги. Общая масса двигателей составляет 110 кг при суммарной тяге 4100 кгс. Для сравнения: масса двигателя верхней ступени РН Ариан-5 при тяге 2700 кгс превышает 100 кг.

Очень большим был объем отработки: 181 двигатель РД858 при суммарной наработке 253281 с и 181 двигатель РД859 при суммарной наработке 209463 с. Испытано 11 блоков двигателей 11Д410 с имитацией аварийных ситуаций.

В целом блок ЖРД лунного посадочного модуля является одним из самых надежных среди своего класса двигателей. Три блока двигателей прошли успешные испытания на орбите вокруг Земли в составе специальных космических аппаратов Т-2К, запущенных ракетой-носителем Р-7.

Маршевые двигатели

Название

Тяга в пустоте, кгс

Компоненты топлива

Удельный импульс в пустоте, кгс?с/кг

Масса, кг

Ракета

РД853

47680

Окислитель –

азотная кислота + 27% N2O4

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

300,7

485

Предназначен для второй ступени ракеты 8К66 (SS-7).

РД854

7700

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

312,2

100

Предназначен для торможения и управления орбитальным космическим аппаратом по всем каналам стабилизации (разгонная ступень 8K69)  (SS-9-2).

РД857

14000

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

329,5

190

Предназначен для второй ступени ракеты 8К99 (SS-15).

РД861

8026

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

317

123

Предназначен для создания тяги управления третьей ступенью ракеты 11К68 («Циклон-3») на активном участке полета по всем каналам стабилизации.

РД862

14544

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

331

192

Предназначен для вторых ступеней ракет 15А15 и 15А16 (SS-17-1) и (SS-17-2).

РД864

2060

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

309

199

Предназначен для создания двух режимов тяги и управления по всем каналам стабилизации при полете ступени разведения ракеты 15А18 (SS-18-2).

РД866

513,5

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

323,1

125,4

Предназначен для установки в головном отсеке космического буксира и ступеней разведения 15Ж44, 15Ж60 (SS-24-1) и (SS-24-2).

РД868

2371

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

325

125

Предназначен для использования в составе апогейной ступени РН «Зенит» и «Циклон-4».

РД869

2087

Окислитель –

азотная кислота +

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

313

196

Предназначен для управления полетом космического буксира второй ступени ракеты 15А18М (SS-18-3) по всем каналам стабилизации.

История жидкостных ракетных двигателей

Первым опытом самостоятельного создания в КБ «Южное» жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) стали начатые в  1958 г. работы по разработке рулевых двигателей для первой и второй ступеней МБР 8К64. Основной особенностью данной ракеты стало применение впервые в паре с окислителем АК-27 нового горючего – несимметричного диметилгидразина (НДМГ), которое стало основным для нескольких поколений ЖРД.

Успех, достигнутый в создании первых рулевых ЖРД, позволил начать в 1960 г. разработку нового более сложного и многофункционального двигателя РД853 для второй ступени ракеты 8К66.

В 1961 г. были начаты работы по созданию рулевых двигателей для первой и второй ступеней ракеты 8К67, работающих на новой паре компонентов топлива – тетраоксид диазота (АТ) и НДМГ.

В 1962 г. началось проектирование и отработка ЖРД РД854 на топливе АТ+НДМГ без дожигания генераторного газа для тормозной двигательной установки орбитальной головной части МБР 8К69. При проектировании двигателя впервые в практике отечественного двигателестроения было разработано и освоено в производстве трубчатое сопло камеры двигателя.

В 1964 г. были начаты работы по созданию маршевого двигателя РД857 второй ступени комбинированной ракеты 8К99, для которого впервые была разработана схема с дожиганием восстановительного генераторного газа в камере сгорания. На этом двигателе также впервые управление вектором тяги осуществлено с помощью вдува генераторного газа в сверхзвуковую часть сопла.

КБ «Южное» приняло участие и в советской лунной программе, в рамках которой в  1965 г. началась разработка ракетного блока (блока Е) лунного корабля комплекса 11А52. Созданный в КБ «Южное» блок двигателей лунного корабля состоял из основного двигателя РД858 и резервного РД859 и решал следующие задачи: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны, взлет с поверхности Луны и выведение лунного корабля на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны. В целом блок ЖРД лунного посадочного модуля являлся одним из самых надежных среди своего класса двигателей. Три блока двигателей прошли успешные испытания на орбите вокруг Земли в составе специальных космических аппаратов Т-2К, запущенных с помощью РН «Союз».

Проектирование двигателя РД861 для третьей ступени РН «Циклон-3» было начато в 1966 г. Этот двигатель обладает весьма высокими энергомассовыми характеристиками.

В 1976 г., в ходе создания МБР 15А18, начались работы по разработке четырехкамерного двигателя РД864, работающего на АТ и НДМГ по схеме без дожигания генераторного газа. Двигатель обеспечил работу на двух режимах: основном и дросселированном с многократным (до 25 раз) переключением с одного режима на другой. Для этого двигателя были впервые разработаны и применены агрегаты регулирования на встречных струях высокого давления, отличающиеся высокой точностью и быстродействием.

Модификацией этого двигателя стал двигатель РД869 для МБР 15А18М, обладающий еще более высокими характеристиками.

Новым этапом для КБ «Южное» явилась разработка РН «Зенит-2», которая началась в 1977 г. Особенностью данной РН является использование на ней криогенных компонентов топлива: керосина и жидкого кислорода, при этом впервые в практике двигателестроения рулевой двигатель на указанных компонентах топлива было решено проектировать по схеме с дожиганием генераторного газа. Благодаря накопленному опыту конструирования ЖРД, внедрению передовых технических решений в ходе проектирования двигателя РД-8 удалось получить высокие энергомассовые характеристики, обеспечить высокую надежность и длительный ресурс работы.

Рулевые двигатели

Название

Тяга у Земли, кгс

Компоненты топлива

Удельный импульс в пустоте, кгс?с/кг

Масса, кг

Ракета

РД851

28850

Окислитель –

азотная кислота + 27% N2O4

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

279

403

Предназначен для управления первой ступенью ракеты 8К64 (SS-7) по всем каналам стабилизации.

РД852

4920 (в пустоте)

Окислитель –

азотная кислота + 27% N2O4

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

255

133

Предназначен для управления второй ступенью ракеты 8К64 (SS-7) по всем каналам стабилизации.

РД855

29100

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

292

320

Предназначен для управления первой ступенью ракеты 8К67 (SS-9-1; SS-9-2) и ракет-носителей «Циклон» по всем каналам стабилизации.

РД856

5530 (в пустоте)

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

280,5

112,5

Предназначен для управления второй ступенью ракеты 8К67 (SS-9-1; SS-9-2) и ракет-носителей «Циклон» по всем каналам стабилизации.

РД863

28230

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

301

310

Предназначен для управления полетом первой ступени ракет 15А15 и 15А16 (SS-17-1) и (SS-17-2).

РД-8

8000 (в пустоте)

Окислитель –

жидкий кислород

Горючее –

керосин

342

380

Предназначен для управления полетом второй ступени ракет-носителей «Зенит» по всем каналам стабилизации.